Потеряв любимого, я поняла, что есть тысяча оттенков боли. Это как оказаться в сплошной темноте, без воздуха, с тысячей игл в теле и бездонной пропастью в груди. Это как каждое утро просыпаться и умирать снова и снова. Первые два месяца нужно просто выжить! Как-то выжить…
И я бы хотела поделиться тем, как лучше общаться с женщинами, которые потеряли своих мужчин, потому что иногда с лучшими помыслами, выражая стандартные фразы поддержки, можно очень сильно ранить и потерять друга.
Страшная боль и потеря
Прежде всего надо помнить, что эта гибель неожиданная и возможно случилась в самых ужасных условиях, которые даже не может представить мозг. И семья каждый день переживает это в своем воображении снова и снова, как будто они тоже были рядом. Существует связь между родными людьми, и их тело тоже чувствует боль, даже тогда, когда они еще не узнали о гибели. В это время болит тело и дико дрожит душа.
Остаться без защитника, кормильца семьи, любви всей жизни, в самое тревожное время, когда идет война, — это не ад на земле? А когда у женщины есть еще дети, ей самой болит и детей надо вытаскивать, работать теперь за двоих, решать бюрократические вопросы. Это непосильное бремя даже для самых сильных.
Поэтому нужно запастись прежде всего милосердием и терпением, потому что процесс осознания гибели, затем реабилитации очень долгий. Человек нуждается в вашей поддержке, но дозированно и нежно.
Все проживают по разному
Кто-то нуждается в одиночестве и тишине, кто-то прячется, отвлекаясь на работе, иногда убегая на 5 минуток в отдельную комнату, чтобы пролить слезы. Кто-то идет в церковь, к Богу.
Минимум два месяца человек не принадлежит сам себе. Он не контролирует эмоции, слезы, решения — все сливается в один пресный цвет жизни.
Дайте тишину человеку, если он нуждается. Это очень важно. Если вы предложили общение, поддержку и услышали ответ: я хочу побыть одна, не надо возмущаться, обижаться, не надо включать знающего человека-спасителя и настаивать. Это не обида. Это пожелание человека побыть в одиночестве, пройти процесс горевания, который необходим телу, душе. Человек в это время очень устает и у него может просто не быть сил на общение. Уважайте это желание тишины.
Не говорите «я тебя понимаю»
Пожалуйста, не говорите. Потому что не понимаете. Точно не понимаете. У каждого своя ситуация, своя боль. Понять может только тот, кто именно сейчас тоже проживает потерю.
Поэтому будьте осторожны, скажите лучше, что: даже не представляете ту боль, которую проживает человек и вы хотели бы хоть немножечко помочь нести эту ношу, если бы это было возможно.
Напомните о том, что вы всегда рядом, что на вас всегда можно положиться
40 дней
Не говорите, что после 40 дней будет лучше. Потому что не будет. После 40 дней тоже тяжело, иногда даже хуже, особенно когда ожидала, что будет лучше, потому что так люди говорили. Не будет! Впереди еще много общих для семьи знаковых дат и в этот период будет тяжело.
Не советуйте ставить какие-то временные рамки
Типа: месяц горюй, а потом выходи в люди, не затягивай. Когда планируешь какой-то период, стараешься в него уложиться, ты не проживаешь все эмоции полноценно. И когда вроде бы надо начинать новую жизнь, может случиться срыв.
Период горевания у каждого разный и его надо пройти, пока не закроются все циклы: боли, отчаяния, осознания, вины, жертвы, ненависти, обиды, одиночества. Все это человек дозированно переживает иногда за один день, все эти чувства сменяются в случайном порядке, пока не закроются.
Не советуйте поскорее отпустить
Когда вы советуете скорее отпустить душу погибшего, будьте готовы ответить на вопрос: что значит «отпустить»? Никто не знает что это и как это делается. Оно приходит само и со временем. Не может человек держать чью-то душу. Душа сама уходит, когда ей нужно. Поэтому пусть держится и вспоминает столько, сколько нужно для исцеления.
Ненавязчиво предлагайте общение, помощь
Предлагайте попить кофе, поесть вкусняшек, прогуляться, сходить вместе в церковь помолиться. Обходите Вопрос: как ты? — это ставит в ступор, потому что — никак. И после этого вопроса разговор может не продолжиться.
Если хотите помочь семье погибших материально — помогите
Не спрашивайте нужна ли помощь, просто купите продукты, или узнайте через друзей карту и тихонько переведите средства. В этот период, даже если семье нужно что-то, они не скажут. Это больно говорить. Ко мне друзья даже приходили со своими продуктами и готовили ужин. Это было очень приятно.
Не говорите, что вам очень жаль человека
Просто обнимите, скажите, что любите и цените — это лучшая поддержка. Вспоминайте что-то приятное, связанное с погибшим человеком. Потому что очень хочется разговаривать о нем снова и снова. Хочется слышать истории, которые не знаешь, вспоминать счастливые времена. Это как теплый воздух в холодный период.
Не прогнозируйте навязчиво, что женщина встретит еще любовь, хватит ей горевать
Вы этим хотите от всего сердца поддержать, потому что женщина чувствует одиночество и беспомощность, но далеко не все готовы это слышать, некоторые воспринимают это как обесценивание отношений. Она не успела налюбиться и сейчас ей точно не нужна новая любовь. Просто скажите, что она не одинока, вы всегда рядом.
Семья погибших проходит сто кругов бюрократического ада
Это как тащить глыбу, когда у тебя под ногами нет земли. Многие люди в гос. структурах не самые вежливые и клиентоориентированные. Также появляется большое количество родственников, которые не были родственниками, даже не общались с ее мужем, все беспардонно стремятся получить денежную помощь, наследство — оскорбляют женщин, угрожают, вмешиваются. Это очень стрессово. Поэтому женщины могут быть в отчаянии, разгневаны, каждая из них хотела бы лучше живого мужа любой ценой, чем эту помощь. Но такова реальность.
Не принимайте этот гнев на себя. Просто любите этого человека, желайте ему добра внутри себя, поддерживайте, помогайте — он это почувствует и ему не будет так одиноко и страшно жить.
И что хочу сказать последнее: мы должны на своих местах добросовестно делать кто что может, быть честными, отважными, милосердными друг к другу. Мы должны быть достойными тех героев, которые отдали свою жизнь. Они отдали жизнь за общество, а обществу теперь важно ценить это и поддержать их семьи.
Из Facebook